Верховный суд России определил, что считается местом преступления при киберпреступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети «Интернет
Пленум Верховного суда России разъяснил, что при киберпреступлениях местом совершения преступления является то, откуда действовал злоумышленник. Так, при хищении средств с банковского счета это то место, откуда были совершены действия по переводу похищенных средств, а не отделение банка, где был открыт счет потерпевшего.
Об этом говорится в постановлении от 15.12.2022 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного суда РФ по уголовным делам», в котором он внес уточнения в постановления по делам о кражах и о мошенничестве в части хищений средств с банковского счета или электронных денежных средств.
«Исходя из особенностей предмета и способа данного преступления местом его совершения является, как правило, место совершения лицом действий, направленных на незаконное изъятие денежных средств (например, место, в котором лицо с использованием чужой или поддельной платежной карты снимает наличные денежные средства через банкомат либо осуществляет путем безналичных расчетов оплату товаров или перевод денежных средств на другой счет)», - говорится в разъяснении пленума. А в случае мошенничества с безналичными денежными средствами – «место совершения лицом действий, связанных с обманом или злоупотреблением доверием и направленных на незаконное изъятие денежных средств».
Новое разъяснение относится ко всем видам киберпреступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.
«При определении места совершения преступлений с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и, соответственно, территориальной подсудности уголовного дела судам необходимо учитывать, что доступ к данной сети может осуществляться с помощью различных компьютерных устройств, в том числе переносных (мобильных)», - пояснил пленум.
Местом преступления является то, где непосредственно были совершены преступные действия. «Например, при публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности - территория, на которой лицом использовалось компьютерное устройство для направления другому лицу электронного сообщения, содержащего такие призывы, независимо от места нахождения другого лица, или использовалось компьютерное устройство для размещения в сети Интернет информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности», - говорится в постановлении.
Также отмечено, что если суд, приступив к рассмотрению уголовного дела о хищении средств с банковского счета, установит, что оно подсудно другому суду того же уровня, он вправе с согласия подсудимого оставить дело в своем производстве.