Вопрос организации противодействия мошенничествам остается одним из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов г. Краснодара.
Анализ преступности в прокуратуре города показал, что за 2019 в г. Краснодаре отмечен значительный рост мобильных мошенничеств, в том числе с использованием сети Интернет.
Пострадавшие являются абонентами различных телекоммуникационных компаний, осуществляющих предоставление услуг как беспроводной, так и проводной связи. Жертвами мошенников становятся все слои населения, ограничений в возрасте, месте жительства и социальном положении нет. Однако, как правило, по схемам «родственник совершил правонарушение» либо «деньги в долг» жертвами становятся граждане пожилого возраста, имеющие взрослых детей.
Расследование телефонного мошенничества значительно осложняется тем, что преступник может действовать на расстоянии, находясь в другом городе и даже стране. По сведениям правоохранительных органов, телефонными мошенниками или их сообщниками могут оказаться даже граждане, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы за другие преступления.
Новые виды мошенничества с использованием сотовой связи появляются довольно часто. Но и давно существующие схемы обмана до сих пор действуют на удивление успешно. Стать жертвой такого преступления, как телефонное мошенничество, может даже самый осторожный владелец мобильного телефона.
Конечно, полностью остановить таких преступников очень сложно. Но лучшая профилактика телефонного мошенничества, позволяющая значительно снизить преступность в этой сфере, это внимательность, по возможности спокойная реакция на звонки и сообщения с незнакомых номеров телефона и максимальная осведомленность о методах, которыми пользуются такие преступники.
Еще один распространенный вид мошенничества — посредством SMS–сообщений на телефон о «блокировке банковской карты» (иногда мошенники звонят напрямую на мобильный телефон граждан). В данном случае потерпевшему на мобильный телефон приходит СМС-сообщение с текстом «Ваша карта заблокирована, либо аннулирована» и указывается номер телефона, по которому необходимо обратиться. После звонка преступник узнает у потерпевшего номер карты, ФИО, и сумму на карте, после чего просит пройти к банкомату (терминалу), и произвести ряд манипуляций, якобы с целью установления новых паролей, а также возврата принадлежащей потерпевшему денежной суммы.
Если Вам поступило СМС-сообщение такого рода, необходимо:
- ни в коем случае не перезванивать на предлагаемые номера;
- обратить внимание на номер телефона, с которого приходят СМС-сообщения (в случае со Сбербанком России сообщения приходят с номера 900);
- если все же возникли какие-либо сомнения, необходимо перезвонить на номер телефона, указанный на оборотной стороне банковской карты (8 800 …..) и уже с оператором выяснить интересующие вопросы;
- если гражданин все же позвонил по указанному в сообщении номеру и после общения с неизвестным (неизвестной) его сомнения в истинности полученной информации укрепились, то ни в коем случае не надо идти к банкомату (терминалу), как этого настойчиво требуют мошенники, а необходимо пройти в ближайшее отделение банка и уточнить информацию у операторов банка;
- необходимо помнить, что ни в коем случае не следует подключать банковские услуги типа «Мобильный банк» и т.п. по чьей либо просьбе и тем более сообщать полученные пароли посторонним лицам (даже если они представляются сотрудниками банка);
- также необходимо знать, что раздел в меню банкомата (терминала) «платежи и переводы» используется лишь для перевода денежных средств и ни в коем случае не для разблокировки банковской карты.
Таким образом, чтобы не стать жертвами мошенников, жителям нашего города необходимо быть более внимательными, по возможности проверять информацию, озвученную возможными мошенниками (у родственников, у представителей банков, организаций), тем более, если Вас просят произвести какие-либо действия, связанные с передачей денежных средств. Ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать персональные данные о себе и об имеющихся в наличии банковских картах.