В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. При этом законодатель не конкретизирует рабочие это дни или календарные.
Вместе с тем, отдельные категории граждан, такие как ветераны боевых действий, на основании п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» имеют право на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году.
Однако, в случае подачи заявления ветераном боевых действий о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска со следующего дня, работодатель фактически нарушит требования ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, если предоставит работнику оплачиваемый отпуск на следующий день согласно его заявлению.
В случае если организация сошлется на невозможность предоставления отпуска ветерану боевых действий, исходя из намерения следовать положениям ст. 136 Трудового кодекса РФ, работодатель считается нарушившим вышеуказанные положения ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, в законодательстве сложилась коллизия норм, соблюсти которые одновременно при указанных обстоятельствах работодатель не может.
В этой связи, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации внесены предложения о внесении изменений в положения Трудового кодекса РФ. Так, если сотрудник соберется в отпуск вне графика и предупредит менее чем за три рабочих дня, работодатель сможет выплатить отпускные в течение трех рабочих дней с даты подачи заявления. Указанные изменения помогут организациям в ситуации, когда отдельные категории работников берут отпуск в удобное для них время.
Вместе с тем, в настоящее время судебная практика по данному вопросу встала на сторону ветеранов боевых действий, справедливо полагая, что отдельные категории граждан имеют право на реализацию закрепленных в законодательстве привилегий.