Ответственность за незаконный наем на работу государственного или муниципального служащего (включая бывших) предусмотрена статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности, законодательство обязывает работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы направлять уведомление представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Эта обязанность была введена для предупреждения коррупции в частном секторе и для предотвращения возникновения коллизии публичных и частных интересов и установлена ч.4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данная мера направлена на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Относительно применения ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ Верховным Судом РФ в Постановлении от 12.05.2016 № N 45-АД16-5 отражена позиция, в соответствии с которой такая обязанность не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Аналогичный вывод может быть сделан и в случае трудоустройства бывшего муниципального служащего в бюджетное учреждение, деятельность которого связана с предоставлением государственных услуг. В частности, подобная ситуация имела место в рассматриваемом деле.
К примеру, была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова».
По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции директор ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" не сообщил в Администрацию Талицкого городского округа в десятидневный срок о заключении трудового договора с работником, замещавшим ранее должность муниципальной службы.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Верховный суд РФ указал, что существующие обстоятельства, в силу которых государственное бюджетное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, его деятельность связана с предоставлением государственных услуг, позволяет сделать вывод о том, что исполнение должностных обязанностей таким работником не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью на муниципальной службе.
Следовательно, вывод о том, что совершенное ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обоснованным.