21 ноября 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2016 № 25-П по делу о проверке конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Е.С. Сизикова.
Согласно части 3 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
В соответствии с частью 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в целях составления протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 27.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что согласно статье 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (часть 2).
Конституционные характеристики права каждого на свободу и личную неприкосновенность взаимосвязаны с его общеевропейскими стандартами, которые закреплены в статье 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не допускающей лишения свободы иначе как в случаях и в порядке, установленных законом.
Анализируя приведенные нормы, Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать положение части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому срок задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления, не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, оно допускает ограничение свободы такого лица до судебного решения на срок более 48 часов.
Федеральному законодателю Конституционный Суд Российской Федерации рекомендовал внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из данного Постановления.
Постановление вступило в силу с момента официального опубликования, то есть с 21 ноября 2016 года.