Одной из актуальных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства является некачественно выполненная работа управляющей организацией, например: не организована уборка снега, вывоза мусора и др.
Как поступить потребителю в данной ситуации, когда в квитанциях на оплату включают расчет за оказанные коммунальные услуги? Куда и с каким требованием обратиться? Какими нормативными актами регулируются эти вопросы?
Порядок перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения регулируется Жилищным кодексом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Указанным постановлением утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров управления многоквартирным домом, договора о содержании и ремонте общего имущества, заключаемом с товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, договора с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. При этом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Заявление может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Далее ответственное лицо обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.
Обращаю внимание, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.
Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Потребитель может сам обратиться в управляющую компанию для составления акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.
Для составления акта сотрудник управляющей организации, принявший заявку, обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления услуг либо проверки качества представленных услуг. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем и представителем управляющей компании. В акте указывается дата начала непредоставления услуги либо ненадлежащего оказания услуги, либо превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги (работы). Если не достигнуто единое мнение относительно качества предоставленных услуг, то назначается новое время и дата оценки качества услуг, на которую приглашаются представители государственной жилищной инспекции. В последующем управляющая организация осуществляет внесение изменений в квитанции.
В случае отказа в перерасчете жалобы на неудовлетворительное состояние общего имущества многоквартирного дома по причине неисполнения управляющей компанией условий договора управления рассматриваются Государственной жилищной инспекцией и её территориальными органами либо органы прокуратуры.
В случае выявления нарушений, управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на сумму от 40 до 50 тысяч рублей.
Кроме того, управляющую организацию вправе обязать осуществить работы, указанные в договоре управления.