При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны здоровья граждан одним из значимых вопросов является порядок соблюдения режима охраны врачебной тайны субъектами, которым составляющие ее сведения стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья.
Понятие врачебной тайны, приведенное в ст. 13 Закона, указывает на то, что это сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
Также в соответствии с ч. 5 ст. 59 Закона при оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.
Статья 13 Закона запрещает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в т.ч. после смерти человека, за исключением ряда случаев.
Во-первых, в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях, допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Однако такое согласие должно быть письменным.
Во-вторых, согласно ч. 4 ст. 13 Закона приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.
Одними из оснований предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя являются запросы органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных» внесены изменения в полномочия органов прокуратуры на получение информации о состоянии здоровья граждан.
Ранее действовавшие редакции ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предусматривали возможность получения сведений о состоянии здоровья граждан, составляющих врачебную тайну и являющихся персональными данными, при осуществлении прокурорами полномочий по надзору за исполнением законов.
Вместе с тем, при осуществлении надзора за исполнением законов, в том числе при проведении проверок, в соответствии с п. 2 ст. 6, ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры вправе иметь доступ к документам и материалам государственных органов, органов местного самоуправления, органов контроля, коммерческих и некоммерческих организаций, требовать от руководителей и иных должностных лиц названных органов и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, справок.
Внесение изменений позволило устранить имеющуюся коллизию между нормами законодательства об охране здоровья граждан и о персональных данных и нормами закона о прокуратуре Российской Федерации.
Кроме того, о значимости института охраны врачебной тайны также свидетельствует то, что действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение порядка ее предоставления.
Так, действия лиц, допустивших разглашение сведений, относящихся к врачебной тайне, могут образовывать состав административного правонарушения в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ (разглашение информации с ограниченным доступом) или состав преступления, "предусмотренного ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни).