История российской прокуратуры возводит своё происхождение к указу Петра Великого от 12 января 1722 года, в котором говорилось:
«Быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также при всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору».
Генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский, а обер-прокурором – Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев (тот самый, что будет принимать участие в суде над царевичем Алексеем). По табели о рангах, обнародованной 24 января 1722 года, ранг генерал-прокурора был отнесен к третьему классу, а обер-прокурора – к четвертому. Представляя сенаторам генерал-прокурора, император произнес крылатую фразу:
«Вот око мое, коим я буду все видеть».
Генерал-прокурор должен был наблюдать за скоростью сенатского делопроизводства и за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом, по указам исполнялись». Также обязан он был наблюдать и за правильностью деятельности отдельных сенаторов и всего Сената, и если замечал погрешность, должен был заявить о ней и требовать поправки, а в случае неисполнения и неповиновения должен был в тот же час «протестовать и оное дело остановить и немедленно донести нам, если весьма нужное, а о прочих в бытность нашу в Сенате докладывать».
Генерал-прокурор имел право законодательной инициативы и не подлежал общей подсудности. Петр Великий писал:
«Генерал- и обер-прокурор ничьему суду не подлежат, кроме нашего». В связи с присоединением в 1783 году к России Крыма, Тамани и правобережья Кубани стал вопрос об административном устройстве новой российской территории. Первоначально, когда населения на правобережной Кубани почти не было, Крым и Таманский полуостров вошли в состав Таврической области, созданной в феврале 1784 года. Остальная же часть Прикубанья, от Темрюка до Усть-Лабинской крепости, с 1785 года вошла в состав Кавказской области.
С переселением на Кубань Черноморского войска земли на Северо-Западном Кавказе составили особую административно-территориальную единицу – «Землю Черноморского войска», подчиненную таврическому губернатору.
Высшая местная власть в Черномории сосредотачивалась в руках войскового правительства, во главе которого стояли атаман, судья и писарь. Административное управление и территориальное деление Черномории определялись первое время в соответствии с «Учреждением об управлении губернии» и грамотой Екатерины II от 30 июля 1792 года
Эти два документа послужили основой при составлении войсковой администрацией в 1794 году в лице кошевого атамана Захария Чепиги, войскового писаря Тимофея Котляревского и войскового судьи Антона Головатого так называемого «Порядка общей пользы», в соответствии с которым все земли Черномории были распределены на пять округов и в них учреждено пять правлений.
В период царствования Екатерины II должность прокурора на Кубани еще не выделялась.
Первым войсковым судьей в Кубанском казачьем войске был Антон Андреевич Головатый. Первоначально войсковой судья был своего рода министром юстиции, судьей и прокурором.
20 марта 1802 года высочайшим указом Правительствующего сената войсковое правительство в Черноморском войске было организовано по образу войска Донского. По воинским делам войско было подчинено Крымской инспекции, а по гражданским – таврическому губернатору. Присутствие «особого» генерала в войске было отменено, а прокурор оставался, подчиняясь таврическому прокурору.
Законом 1842 года («Положение о Черноморском казачьем войске») гражданский войсковой суд упразднялся. Военный суд обособлялся под названием «Комиссия военного суда», которая состояла из презуса, четырех асессоров и аудитора. Вместо одного войскового суда были учреждены три окружных – Екатеринодарский, Ейский и Таманский. В этих судах были назначены стряпчие, а высшей инстанцией являлось войсковое правительство, ведавшее, в числе прочих, и делами гражданского суда.
В «Положении о Черноморском казачьем войске» было определено, что прокурор в войске был присутствующим, но не главным наблюдателем за законностью, а последнее слово оставалось за наказным атаманом. Кубань оставалась, пожалуй, единственным регионом, где прокурорский надзор оставался «местным».
Судебная реформа 1864 года привела к появлению суда присяжных, выборного мирового суда, института адвокатуры, была реорганизована прокуратура.
Изменилось положение прокуроров – их вывели из состава губернских правлений и включили в качестве независимого элемента в структуру суда. Основным принципом деятельности суда стала состязательность. Прокурор должен был доказать вину подсудимого, прокурору оппонировал адвокат (присяжный поверенный).
19 февраля 1868 года «состоялось открытие Екатеринодарского городового суда. Для временного размещения суда были отведены четыре комнаты в доме полицейского управления. Состоялось молебствие и окропление помещения свяченой водой».
В 1871 году на Кубани была проведена судебная реформа, которая ограничивала функции прокуратуры судебным ведомством. Органы прокуратуры должны были осуществлять постоянный надзор за проводимыми предварительными следствиями и давать предложения для повышения его эффективности.
После окончания предварительного следствия дело передавалось соответствующим чинам органов прокуратуры, от которых зависел дальнейший ход дела. В случае передачи дела в суд прокуратура составляла обвинительный акт и выступала в судебном процессе в качестве стороны обвинения.
В Екатеринодаре помимо прокурора Екатеринодарского окружного суда, осуществлявшего руководящие обязанности всех органов прокуратуры в Кубанской области, существовало 2 товарища прокурора. Обязанности товарищей прокурора были распределены на 4-х следственных участках. Товарищи прокурора 1-го и 2-го Екатеринодарского прокурорских участков являлись первыми представителями органов прокуратуры столицы Кубани.
Первым прокурором Екатеринодарского окружного суда был Владимир Васильевич Смиттен, который оставался на своем посту до 1875 года. С 1875 по 1883 годы должность прокурора Екатеринодарского окружного суда перешла к Виктору Исаевичу Стратонову, при котором его ведомство расширилось с трех до семи товарищей прокурора.
Затем прокурорами Екатеринодарского окружного суда являлись статский советник Виктор Карлович Раковский, статский советник Рейнгольд Владимирович Самсон-фон-Гиммельштиерн, при котором штат товарищей прокурора был расширен до 11 человек, коллежский советник Николай Михайлович Енишерлов, коллежский советник Владимир Александрович Бальц, надворный советник Михаил Степанович Тлустовский, коллежский советник Валентин Анатольевич Брюн-де-Сент-Ипполит, Владимир Петрович Кондратьев.
Во время Первой мировой войны в круг обязанностей органов кубанской прокуратуры были включены также работа контрразведывательного характера и борьба со шпионажем. В целом же в период Февральской революции и Гражданской войны прокуратура продолжала функционировать на основе дореволюционного законодательства.
С окончанием Гражданской войны и переходом к социально-правовым отношениям НЭПа появились объективные причины к отмене чрезвычайных органов всех типов и созданию эффективной системы судебно-следственных органов и прокуратуры. За 1922 – 1923 годы была подготовлена нормативно-правовая база, ставшая законодательным фундаментом будущих реформ.
28 мая 1922 года была учреждена советская прокуратура, основные принципы которой были изложены в «Положении о прокурорском надзоре».
Советская прокуратура совместила в себе принципы деятельности царской прокуратуры как до 1864 года, так и после судебной реформы. Судебно-следственная сфера деятельности прокуратуры включала в себя надзор за органами дознания и предварительного следствия и судебными учреждениями, поддержание обвинения в суде, надзор за пенитенциарной системой.
16 октября 1924 года был образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону. Кубано-Черноморская область была упразднена, а вместо нее стал существовать Кубанский округ. Соответственно были и реорганизованы органы кубанской прокуратуры. Кубанская прокуратура перестала существовать как самостоятельная единица в системе органов прокуратуры СССР.
10 января 1934 года Северо-Кавказский край был разделен на Азово-Черноморский край с центром в городе Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский край, центром которого стал город Пятигорск.
13 января 1937 года Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край.
С принятием этого нормативно-правового акта Азово-Черноморская прокуратура упразднялась. На Кубани учреждалась прокуратура Краснодарского края. Аппарату управления прокуратуры Краснодарского края подчинялись районные и городские прокуратуры.
Руководство прокуратурой Краснодарского края было возложено на Леонида Александровича Востокова (сентябрь 1937 – май 1939). После него дело продолжил Александр Яковлевич Федоров.
Не могли не коснуться деятельности краснодарской прокуратуры репрессии 1937 – 1939 годов, когда значительное количество дел было связано с «вредительством», «саботажем» или «контрреволюционной деятельностью».
Следила прокуратура и «за состоянием борьбы с выпуском брака на предприятиях».
Война не парализовала работу органов прокуратуры, а лишь подчинило ее интересам фронта.
Шесть месяцев оккупации Краснодара стали одной из наиболее трагических страниц истории кубанской столицы. Не случайно первый показательный открытый суд над пособниками фашистов состоялся 14 июля 1943 года в Краснодаре в кинотеатре «Великан».
Судил коллаборационистов Военный трибунал Северо-Кавказского фронта, возглавляемый полковником юстиции Майоровым. В состав трибунала вошли заместитель Майорова Захарьянц и член трибунала Костров. Государственное обвинение поддерживал генерал-майор юстиции Яченин.
Новый прокурор Краснодарского края Апенин подписал документ под названием «Всем районным и городским прокурорам Краснодарского края»:
«Красная Армия освободила уже почти весь Краснодарский край от немецких оккупантов, которые за шесть месяцев своего пребывания в крае разрушили наше хозяйство; сожгли часть наших городов, уничтожили фабрики и заводы, сожгли наши учебные и всевозможные культурные учреждения, как правило, уничтожили обобществленный скот в колхозах и совхозах, разрушили железные дороги, вывезли из края массу продовольствия и зерна.
Перед органами прокуратуры края стоит большая почетная задача: вместе с органами НКВД, милиции очистить край от немецко-фашистских приспешников: изменников и предателей Родины, их пособников, шпионов, диверсантов, контрреволюционных и профашистских элементов. Проявлять максимальную бдительность и вести жесточайшую борьбу со всеми видами преступности и преступниками. Всеми силами оказывать необходимую помощь партийным и советским органам в деле быстрейшего восстановления народного хозяйства и культуры края. Прокуроры сейчас, как никогда, зорко должны следить за проведением в жизнь революционной законности. Ни в коем случае не допускать нарушения законов.
Сейчас некоторые лица, ссылаясь на особую обстановку, трудности, будут нарушать законы. Каждого злостного нарушителя привлекайте к уголовной ответственности. В этом деле никаких уступок не должно быть. Учитывая отсутствие нормальной связи с районами и некоторый опыт, накопленный нами за время после освобождения районов от немецких оккупантов, мы, по основным вопросам работы сегодняшнего дня, даем следующие указания и разъяснения:
Возвращение имущества, продовольствия, ценностей.
Накануне отступления немецкие оккупанты, как правило, разрушают и сжигают заводы, здания, склады, элеваторы и другие объекты с огромными запасами материальных ценностей. Население из всяких побуждений стремилось что-либо извлечь из горящих складов, заводов, элеваторов и спрятать у себя. Таким образом, до прихода Красной Армии у многих граждан оказались различные вещи, продовольствие, а также имущество учреждений, отдельных граждан и трофейное имущество, оставленное немцами. Наряду с этим, после отступления немцев имели место факты присвоения государственного имущества одних организаций и учреждений другими организациями и учреждениями. Необходимо, чтобы исполкомы горрайсоветов вынесли решения, если эти решения до сих пор не выносились, о возвращении взятого имущества как государственного, принадлежащего организациям, учреждениям. А также всего трофейного имущества и лично принадлежащего гражданам.
Вам необходимо разъяснить руководителям учреждений и организаций, что при обнаружении имущества, принадлежащего их учреждению или организации и находящегося в других организациях и учреждениях, разрешать вопросы о возвращении этого имущества путем договоренности, а в случае недоговоренности обращаться в народный суд с иском. Если граждане после опубликования решений органов советской власти или приказов начальников гарнизонов о добровольной сдаче продовольствия, имущества, различных ценностей, присвоенных гражданами, в том числе трофейного имущества и имущества отдельных граждан, по истечении сроков сдачи не сдают добровольно, то это имущество должно изыматься в административном порядке органами милиции».
После изгнания оккупантов была создана краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
В ходе расследования комиссии удалось восстановить фамилии погибших во время оккупации, места массовых захоронений. Органы НКВД выявляли изменников, предателей и иных врагов Родины.
Для выполнения столь сложной задачи военным прокурорам гарнизонов и горрайпрокуратур было предложено выделить следственных работников для оказания практической помощи НКВД. При арестах, расследовании, рассмотрении дел в трибуналах должны неуклонно руководствоваться постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 13 ноября 1938 года. Прокуроры должны были строго следить за ходом этой работы и не допускать никаких нарушений. Для быстрейшего рассмотрения дел и предания суду изменников весь Краснодарский край был разделен на группы районов – кустов.
В Краснодарский куст входили: прокурор – Леонтьев, УНКВД – Быков, трибунал – Евсеенко.
Органами прокуратуры Краснодарского края (народными следователями, горрайпрокурорами, старшими следователями краевой прокуратуры) за это время расследовано 1959 дел и предано суду по этим делам 2439 человек.
До 1955 года органы прокуратуры города Краснодара были представлены районными прокуратурами. В частности, в 1940 – 1955 годах в городе Краснодаре интересы законности отстаивали районные прокуратуры: Кировская, Красногвардейская, Сталинская.
Согласно архивным документам с 1954 года генеральная прокуратура начала проводить политику сокращения штатов органов местных прокуратур, в том числе и в Краснодарском крае.
Генеральной прокуратурой были изданы соответствующие приказы об упразднении ряда районных и городских прокуратур. Прокурорский надзор на территории районов и городов, где упразднялись прокуратуры, возлагался на вновь учрежденные межрайонные, смежные прокуратуры. В связи с объединением прокуратур было обращено внимание прокуроров республик, краев и областей на то, что на должности районных и городских прокуроров, осуществляющих прокурорский надзор на территории нескольких районов, были подобраны наиболее квалифицированные работники.
В необходимых случаях на эти должности рекомендовалось направить работников аппарата прокуратуры республики, края, области, имевших руководящий опыт прокурорской работы.
В 1955 году районные прокуратуры города Краснодара были упразднены. Вместо них отстаивать интересы законности стала прокуратура города Краснодара, учрежденная в ноябре 1955 года. Согласно штатному расписанию на 1956 год в Краснодарской городской прокуратуре было 28 служащих.
Возглавлял прокуратуру прокурор города Краснодара и его заместитель. Кроме этого, в штат прокуратуры входили 8 помощников прокурора, 8 народных следователей, шофер, 7 сотрудников канцелярии и 2 стажера.
Первым прокурором города Краснодара был советник юстиции Алексей Александрович Щелочинин, родившийся 26 февраля 1924 года.
Имел высшее юридическое образование, и, естественно, являлся членом КПСС. До службы в органах прокуратуры был военным летчиком, награжден медалями «За отчизну», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
В органах прокуратуры работал с 1947 года в должности народного следователя. С 1949 года получил повышение по службе и был назначен на должность прокурора района, а с 1951 по 1955 годы находился на партийной работе, являясь членом ГК КПСС и депутатом Горсовета.
С 1955 по 1960 годы занимал должность прокурора города Краснодара. В 1960 году был переведен на должность прокурора Северо-Осетинской АССР, где оставался вплоть до 1968 года.
Краснодарская городская прокуратура была укомплектована в основном опытными, юридически подготовленными кадрами. Ее деятельность осуществлялась в соответствии с составляемыми ежеквартальными планами.
Одним из основных направлений деятельности был общий надзор. Во второй половине 1950-х годов направлением общего надзора занимался прокурор города Краснодара.
В 1981 году во вновь созданной прокуратуре города Краснодара были восстановлены районные прокуратуры, и наряду с прокуратурой города действовали прокуратуры Ленинского, Первомайского, Советского и Прикубанского районов.
Прокуратура города, созданная в 1981 году, осуществляла, прежде всего, надзор за законностью в деятельности городских организаций и учреждений, надзор за законностью в деятельности УВД города и его подразделений, расследовала сложные уголовные дела, поддерживала обвинение по ним. Также городская прокуратура осуществляла координацию районных прокуратур, которые в свою очередь обеспечивали соблюдение законности в соответствующих районах Краснодара.